Независимо от того, насколько надёжен выбранный грузоперевозчик, необходимо тщательно проверить груз сразу после его получения. Это касается как личных посылок, так и коммерческих и промышленных доставок.
Как проводится приём груза
Для того чтобы получить груз, необходимо предъявить товарно-транспортную накладную. В ней указывается тип товара, отправитель и получатель. Транспортная компания не может передать груз лицу, не указанному в ТТН. После передачи груза оформляется акт приёма-передачи. Один экземпляр остаётся у получателя, второй передаётся перевозчику.Приём груза должен проходить в присутствии представителя транспортной компании. Если осмотр, сверка документов и проверка состояния груза были проведены без него, то никакие претензии по качеству груза не будут приняты.
Кроме того, необходимо сделать фотографии каждого этапа получения и проверки груза. Особенно это важно в случаях, когда были выявлены нарушения доставки, такие как несоответствие количества груза, повреждённая упаковка и другие. Фотографии, сделанные в присутствии представителя перевозчика, помогут установить ответственность за повреждённый груз.
В каких случаях проверка не обязательна
Проверка не требуется для грузов, которые доставляются:- в цистернах (жидкости не всегда отправляются в лабораторию перед полным сливом);
- в контейнерах (если пломба цела);
- в опломбированных упаковках (если пломбы не повреждены).
Визуальная проверка груза
Визуальный осмотр груза начинается с оценки:- соответствия груза. Небольшую недостачу сложно обнаружить без пересчёта и взвешивания каждой единицы. Однако отсутствие целой группы товаров можно заметить уже на этапе визуального осмотра;
- качества и целостности упаковки и пломб. Если пломба повреждена или упаковка помята, то необходимо более тщательно осмотреть груз;
- повреждений неупакованного груза. На товаре не должно быть царапин или вмятин. Их наличие, зафиксированное на фотографиях и в акте передачи груза, является основанием для отказа в принятии груза;
- соблюдения условий перевозки. Если груз должен был перевозиться при определённой температуре или влажности, то нарушение этих условий может повлиять на его состояние. Если вы заметили, что груз перевозился в ненадлежащих условиях, то обязательно зафиксируйте это в акте приёма-передачи товара.
Сверка документов
После визуального осмотра необходимо сверить фактические параметры груза с указанными в товарно-транспортной накладной. Если при осмотре не было обнаружено несоответствия в количестве грузовых единиц или повреждения упаковки, то более точная сверка не требуется. В остальных случаях необходимо сверить:- количество каждой единицы товара поштучно (особенно если упаковка была вскрыта);
- вес груза. Перевзвешивание должно проводиться в присутствии всех сторон. Если фактический вес не совпадает с информацией в ТТН, то это необходимо указать в акте о нарушениях доставки;
- объём груза. Порядок действий такой же: замеры должны проводиться в присутствии всех сторон, а в случае нарушений должен быть составлен акт.
Экспертиза повреждений или недостачи груза. Ответственность сторон
В случае недостачи или повреждения груза необходимо составить акт о нарушениях в присутствии представителя транспортной компании. Акт должен быть подписан перевозчиком и получателем и заверен печатью перевозчика. В исключительных случаях, когда ни одна из сторон не признаёт свою вину, может быть проведена экспертиза повреждений груза.Ответственность за состояние груза в пути несёт перевозчик. Отправитель передаёт груз и правильно заполненную накладную. Перевозчик должен проверить актуальность информации в ТТН и, при необходимости, переупаковать груз. Получатель, в свою очередь, отвечает за проверку товара. Если проверка проводилась без представителя транспортной компании, без фотофиксации и без заполнения актов о нарушениях, то вся ответственность с перевозчика снимается. В этом случае может помочь только экспертиза. К эксперту может обратиться любая из сторон сделки. Если в ходе экспертизы будет доказано, что товар был повреждён по вине перевозчика, то все расходы по её проведению ложатся на него. Кроме того, перевозчику придётся возместить полную стоимость повреждённого груза. Однако если вина транспортной компании не будет доказана, то все расходы лягут на получателя.